Доверчивые граждане продолжают попадать на уловки мошенников, которые под видом операторов сотовой связи вторгаются к ним в доверие и используют их личные данные (идентификационные сведения, реквизиты банковских платежных карт, СМС-коды) в своих корыстных целях.
Существует множество сценариев, следуя которым злоумышленники вводят в заблуждение своих потенциальных жертв. Вот несколько из них:
После общения с незнакомцами, представившимися оператором «МТС» и правоохранителем, могилевчанин чуть было не лишился 3000 рублей, а то время как эскипел Горок лжесотрудник сотовой связи обманным путем убедил оформить кредит на сумму около 30 000 рублей, которыми пытался завладеть.
Жительница областного центра и не предполагала, что приятный собеседник, с которым она общается - мошенник. Под предлогом продления срока договора об оказании услуг с ее банковской карты было похищено около 4000 рублей. На такую же уловку попалась и бобруйчатка. Сообщив лжеоператору свои паспортные данные и СМС-коды, с ее карт-счета были списаны около 1000 рублей.
Сотрудники милиции напоминают: чтобы защитить себя от мошенников будешь бдительны и следуйте простым правилам:
• сотрудники мобильных операторов не звонят абонентам через мессенджеры и не используют номера иностранных операторов. Они никогда не требуют изменить пароли под диктовку;
• в случае если вас переадресовали на звонок от лица, который представился сотрудником государственных органов, необходимо уточнить его должность, специальное звание и подразделение. После чего осуществить звонок по номеру «102» и уточнить, работает ли такой сотрудник в правоохранительных органах;
• договоры с компанией «МТС» заключаются на бессрочной основе и продлеваются автоматически;
• если вы получаете звонок через любой мессенджер с неизвестного номера и лицо представилось сотрудником оператора сотовой связи, не передавайте личные данные, прервите разговор и обратитесь в официальный контактный центр оператора сотовой связи для проверки информации.
В последнее время участились случаи, когда злоумышленники действуют от имени представителей почтовых отделений. Схема проста: они рассылают sms-сообщения с фишинговыми ссылками, утверждая, что доставка посылки невозможна ввиду отсутствия адреса. Потенциальной жертве предлагают перейти на «официальный сайт», ввести свои персональные данные и оплатить повторную отправку посылки.
Также мошенники регистрируют личные кабинеты на портале «Белпочты». После чего связываются с гражданами посредством мессенджеров и пытаются узнать код подтверждения из сообщения, чтобы далее действовать от их имени.
Так, 54-летняя могилевчанка, желая получить письмо, лишилась более 2000 рублей, списанных с ее карт-счета. В то же время 56-летней жительнице областного центра доставка посылки обошлась более чем в 19000 рублей, перечисленных злоумышленникам с ее банковской карты.
Помните: коды из sms-сообщений — это конфиденциальная информация, которую нельзя сообщать третьим лицам. Если вы стали жертвой подобной схемы обмана, незамедлительно смените пароль на портале «Белпочты» или в мобильном приложении организации и сообщите по номеру «102».
Сотрудники почтовых отделений информируют о прибытии отправлений, но никогда не требуют онлайн-оплаты услуг через сомнительные ссылки и ввод данных банковских карт. Проявляйте осторожность при переходе в интернете и всегда проверяйте адрес сайта.
Управление по противодействию киберпреступности КМ УВД
Мошенники начали обманывать граждан, используя новый предлог. Аферисты звонят и, представляясь сотрудниками компаний по установке домофонов, предлагают бесплатную замену ключей. Под видом «плановой замены чипов» запрашивают личные данные человека. Если «клиент» соглашается, то следом они запрашивают код из SMS, который направляется якобы «от компании» и будет использован для открытия домофонной двери.
Позже с другого номера поступает звонок от лжеправоохранителя, который сообщает о попытке взлома системы и под предлогом предотвращения мошеннических действий, убеждает гражданина сообщить ФИО, дату рождения, реквизиты банковских карт, коды из SMS и пин-коды.
Получая доступ к личным данным (аккаунтам, кабинетам) жертвы, злоумышленники имеют возможность совершать от ее имени различные действия: оформлять кредиты (доверенности), похищать денежные средства с банковских счетов и т.п.
Так, на уловку таких мошенников уже попали жительницы областного центра и Бобруйска, которые перевели злоумышленникам более 5000 рублей.
Как не потерять свои сбережения:
• никогда не сообщать одноразовые SMS-коды посторонним;
• помнить, что сотрудники правоохранительных органов, банковских и иных учреждений не связываются с гражданами по мессенджерам;
• незамедлительно прекращать разговор с незнакомцем;
• обращаться к представителям банков, в государственные органы и учреждения только через официальные сайты и контактные телефоны, размещенные на них;
• не переходить по подозрительным ссылкам и не скачивать приложения из неизвестных источников.
Если незнакомцы по телефону требуют от вас совершить какие-либо манипуляции с финансами (задекларировать, положить на безопасный счет и т.д.) — немедленно прекратите разговор и сообщите об этом в милицию!
В последнее время участились случаи обмана населения, связанные с арендой жилья. Только доверчивые граждане и не подозревают, что скрывается за привлекательной ценой и красивой картинкой.
Схема мошенников проста: в интернет-ресурсах они размещают фальшивые объявления о сдаче квартиры/дома на выгодных условиях. Зачастую стоимость такого жилья ниже среднего показателя. Далее лжеарендодатели просят заинтересованных лиц внести частичную либо полную предоплату.
Главный акцент в таких махинациях делается на эффект срочности и доверчивость потенциального съемщика. Опасаясь упустить выгодное предложение, граждане не задумываются, что общаются с мошенниками. Вот несколько примеров того, как жители Могилевской области попались на уловки аферистов:
• Двое жителей областного центра в поисках арендного жилья нашли заманчивые предложения на одной из торговых площадок, однако вскоре поплатились за свою доверчивость. Получив предоплату в размере 540 и 1120 рублей, лжеарендаторы перестали выходить с ними на связь.
• По аналогичной схеме была обманута и бобруйчанка. Желая успеть снять квартиру на выгодных условиях, женщина перевела мошеннику 520 рублей в качестве предоплаты. После чего «владелец» удалил их переписку, а номер обманутой жертвы добавил в черный список.
Сотрудники милиции напоминают: будьте бдительны и следуйте простым правилам при аренде жилья:
• заключать договор найма следует ТОЛЬКО при личной встрече с владельцем квартиры/дома;
• осуществлять оплату/предоплату необходимо лишь после того, как вы убедились, что ваш собеседник - владелец жилья, а квартира/дом соответствует описанию, заявленному в объявлении.
В последнее время участились случаи, когда мошенники представляются сотрудниками мобильного оператора «МТС». Под выдуманными предлогами (необходимость продления договора, страхование или декларирование денежных средств) они предлагают установить приложение удаленного доступа «Мой МТС.арk», а получив доступ к мобильному устройству похищают с карт-счета сбережения доверчивых граждан.
Запомните: установив фейковое приложение, вы тем самым даете мошенникам доступ к своим данным, включая логины и пароли. Это позволяет преступникам свободно получать информацию о банковских счетах, личной переписке и других конфиденциальных сведениях!
Так, пенсионерка из Круглого, установив приложение «Мой МТС», после общения с лже-оператором сотовой сети, лишилась более 1 000 рублей, а жительница Кричева, спасая свои сбережения, пополнила банковский счет и сообщила мошенникам логин и пароль от М-банкинга, потеряв около 15 000 рублей.
Чтобы не стать жертвой киберзлоумышленников следуйте простым правилам:
• Сотрудники мобильных операторов не звонят абонентам через мессенджеры и не используют номера иностранных операторов, а также никогда не требуют изменить пароли под диктовку;
• Договоры с компанией МТС заключаются на бессрочной основе и продлеваются автоматически;
• Если вы получаете звонок через любой мессенджер с неизвестного номера, не передавайте личные данные, прервите разговор и обратитесь в официальный контактный центр МТС (0890) для проверки информации;
• Приложение «Мой МТС» можно скачать только из официальных магазинов Google Play, App Store и App Gallery;
• Никогда не устанавливайте приложение по ссылкам, полученным от неизвестных источников через мессенджеры или присланные в виде АРК-файла.