Обращайте внимание на следующие  изменения  во внешнем виде и поведении ваших детей:

 

  • тоскливое выражение лица;
  • склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания;
  • гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица);
  • амимия (отсутствие мимических реакций);
  • тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов;
  • ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания;
  • общая двигательная заторможенность и бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване);
  • двигательное возбуждение;
  • скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание;
  • неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;
  • безразличное отношение к себе и своему внешнему виду, к окружающим – чувство «бесчувствия»;
  • тревога беспредметная (немотивированная) либо тревога предметная (мотивированная);
  • ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный;
  • тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;
  • оценка собственной жизни: пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событиях прошлого; пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем;
  • активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к специалисту за помощью) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
  • психосоматические симптомы: слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, резкое изменение веса, потеря аппетита или импульсивное обжорство, чувство душевной боли в груди, и в то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, нарушение менструального цикла;
  • избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчез­новения из дома, прогулы в школе);
  • безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
  • внезапное враждебное и рискованное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
  • внезапные проблемы в учебной деятельности: снижение концентрации внимания, падение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям;
  • противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, напри­мер: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, про­тиворечив в принятии своего решения о жизни и смерти;

приведение в порядок своих дел, отказ от личных вещей, раздача подарков.