Распознавание суицидального риска
Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одногруппниками и друзьями, интересы и др.
Выделяются внешние, поведенческие, словесные и ситуационные ключи суицидального риска.
На что обращать внимание во внешнем виде и поведении:
- тоскливое выражение лица;
 - склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания;
 - гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица);
 - амимия (отсутствие мимических реакций);
 - тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов;
 - ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания;
 - общая двигательная заторможенность и бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване);
 - двигательное возбуждение;
 - скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание;
 - неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;
 - безразличное отношение к себе и своему внешнему виду, к окружающим – чувство «бесчувствия»;
 - тревога беспредметная (немотивированная) либо тревога предметная (мотивированная);
 - ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный;
 - тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;
 - оценка собственной жизни: пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событиях прошлого; пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем;
 - активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к специалисту за помощью) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
 - психосоматические симптомы: слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, резкое изменение веса, потеря аппетита или импульсивное обжорство, чувство душевной боли в груди, и в то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, нарушение менструального цикла;
 - избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
 - безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
 - внезапное враждебное и рискованное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
 - внезапные проблемы в учебной деятельности: снижение концентрации внимания, падение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям;
 - противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти;
 - приведение в порядок своих дел, отказ от личных вещей, раздача подарков.
 
Словесные ключи (что проговаривает ребенок):
- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончиться!»);
 - шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»);
 - уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.);
 - прощания;
 - самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю» и т.п.);
 - сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
 
Ситуационные ключи
- любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону;
 - смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников;
 - семейные неурядицы;
 - неприятности с законом;
 - коммуникативные затруднения;
 - проблемы с учёбой или занятостью;
 - социальная изоляция, особенно от семьи или друзей;
 - хроническая, прогрессирующая болезнь;
 - нежелательная беременность.
 
Основные психические расстройства, повышающие риск суицидального поведения:
- Депрессия. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков. Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.
 - Психозы (психотические расстройства): своеобразные нарушения мышления в виде оторванности от внешнего мира и реальных факторов, бредовых идей воздействия и управления своими действиями или мыслями посторонней силой, бредовых идей самообвинения, самоуничижения, виновности и преследования; наличие слуховых галлюцинаций императивного (вынуждающего к действию) характера. Дети слышат голос (или голоса), которые приказывает совершить суицид, «уйти из жизни».
 - Расстройство адаптации: наблюдается в период адаптации к значительному изменению социального статуса (потеря близких или длительная разлука с ними, положение беженца и тому подобные) или к стрессовому жизненному событию (в том числе – серьезное физическое или психическое заболевание).
 - Нарушения поведения: возбуждение, агрессия, импульсивность, прогулы в школе и уходы из дома, вызывающее провокационное поведение, воровство, лживость, откровенное постоянное непослушание. Среди детей и подростков с нарушениями поведения и склонных к самоубийству, многие злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Установлено, что в данной суицидальной группе риска перед совершением суицидальной попытки каждый четвертый употреблял алкоголь или наркотические вещества.
 - Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия): расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса из-за неудовлетворенности своим телосложением и внешностью. Анорексия весьма часто сочетается с депрессией, суицидальный риск у этого контингента примерно в 20 раз выше, чем в общей подростковой популяции.
 
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков:
- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
 - выраженное чувство долга, обязательность;
 - концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
 - негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства;
 
учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих: представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения.
Педагог- психолог М. В. Губенко