Белый халат как защита от предрассудков
Могилевский медколледж укрепляет базу практического обучения
14.12.2020
Анжелика Савченко, «МВ». Фото автора.
За 155 лет Могилевский медколледж прошел путь от повивальной школы до современного учебного заведения, которое обеспечивает кадрами не только свою область. До недавнего времени учреждение — единственное среди ссузов — выпускало фармацевтов для всей страны. Сюда поступают абитуриенты из Азербайджана, Туркменистана, России, Украины. Возможности медколледжа оценила корреспондент «МВ».
Свою историю учреждение ведет с 1865 года, когда по проекту акушера Могилевской врачебной управы Николая Мандельштама открылась повивальная школа. Классы и квартиры для учениц разместились в отдельном здании городской больницы. В 1875-м организована школа для фельдшеров, в 1926-м — фармацевтическое отделение.
Сегодня Могилевский медколледж готовит кадры по четырем специальностям — «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медико-диагностическое дело», «Фармация», а также принимает слушателей на отделение повышения квалификации и переподготовки. Здесь трудятся 80 преподавателей, обучаются 995 человек, в т. ч. 28 иностранцев.
Спрос растет — вопросы остаются
Год назад медколледж возглавил Владимир Рыжков
— Образование у меня физико-математическое, — начинает разговор Владимир Владимирович. — Работал директором школы, профессионального лицея, первым заместителем начальника главного управления по образованию облисполкома, затем начальником. И снова вернулся в учреждение образования, чему очень рад: прямая работа с молодежью дает совершенно другие ощущения.
В следующем году планируется увеличить число учащихся до 1090.
— Растет потребность в помощниках врачей, поэтому повысили набор на специальность «Лечебное дело» до 138 человек. Традиционно высокий спрос на медсестер, особенно в районных больницах. Порой приходят заявки на 10–15 человек. Сейчас во многих отраслях наблюдается массовый уход на пенсию, — объясняет собеседник. — На «Сестринское дело» в этом году зачислили 168 человек. Текущую потребность в кадрах по области закрываем до 90 %. Работаем на пределе лицензионных возможностей.
Самая востребованная среди абитуриентов специальность — «Фармация». Конкурс в этом году составил 3,3 человека на место! Для сравнения: «Лечебное дело» — 1,8.
— Активно сотрудничаем с заказчиками. Фармацевтические организации оказывают колледжу большую материальную поддержку, за что мы бесконечно благодарны. С помощью спонсоров обновили корпус, улучшили условия в наших двух общежитиях — у нас 60 % иногородних учащихся. С трудом, но койко-местом обеспечили всех желающих, — рассказывает директор. — Не остается в стороне и областное общественное объединение специалистов со средним медобразованием — закупило манекен-тренажер «Оживленная Анна» и тренажер навыков сердечно-легочной реанимации у детей.
Два года назад за счет средств Всемирного банка в колледже решили создать современные лаборатории симуляционного обучения. Поставляется оборудование, но помещений, чтобы разместить и полноценно его использовать, не хватает. Большие надежды возлагаются на новый просторный корпус — бывшее здание кадетского училища, переданное колледжу еще в прошлом году. К сожалению, средств на реконструкцию пока не находится.
— Будем рады, если кто-то откликнется и поможет с ремонтом. Ведь современная практическая база — это основа для того, чтобы укомплектовать организации здравоохранения профессиональными кадрами и оказывать качественную медпомощь, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Светлана Костусева. — Медсестра — это тот специалист, который постоянно находится с пациентом и важен не менее врача. Средний медперсонал часто недооценивают, тем не менее он выполняет огромный фронт работы. Пациенты нуждаются не только в медицинском уходе, но и во внимании, сочувствии, добром слове.
— Открыты кабинеты терапии, хирургии, педиатрии и акушерства. Мы получили манекены роженицы, младенца, недоношенного новорожденного, манекены для отработки навыков при нарушении физиологических отправлений, тренажер для отработки навыков обследования молочной железы и множество других, но из-за нехватки площадей использовать симуляционное оборудование в полном объеме не можем, — говорит заведующая медицинским отделением Елена Подобед.
— В начале учебного года и в январе для рассадки учащихся задействуем все возможные помещения, в том числе комнаты на базах практики, занятия идут и в субботу до девяти часов вечера. Для экономии места закупили мобильные стулья, — обращает внимание Владимир Рыжков.
Инициатива не ослабевает
В этом году преподавательский состав обновился — пришли 18 специалистов, в основном из числа практикующих врачей.
Владимир Рыжков:
— Конечно, в связи с переквалификацией возникает вопрос по оплате труда: пока не получишь педагогическое образование, работаешь без категории. Стараемся материально поддерживать, выравнивать заработную плату, потому что стимулировать коллектив однозначно нужно.
— Большие объемы работы, соответственно, большая потребность в кадрах. Хотели бы увеличить коллектив, — говорит Владимир Владимирович.
— Коллеги очень инициативные. Недавно запущен марафон успешных практик, создаются симуляционные площадки. Сегодня, например, актуально обучение работе в красной зоне. Это большое подспорье для медучреждений, когда приходит подготовленный молодой специалист, — считает Светлана Костусева.
Преподаватель хирургии с основами травматологии Наталья Парфенова:
— Организовали симуляционную площадку, на которой обучаем надевать и снимать средства индивидуальной защиты, входить и выходить из красной зоны через шлюз, брать биологический материал из рото- и носоглотки для диагностики COVID-19. Говорим о правилах общения с инфицированными, важности психологической поддержки. Часто у таких пациентов развивается депрессивное состояние вплоть до панических атак.
Учащийся 2-го курса специальности «Лечебное дело» Юрий Савич второй месяц волонтерит в приемном отделении Могилевской больницы № 1. Говорит, что работать с инфицированными пациентами не страшно:
— Я знал, куда иду, выбирая профессию, нацеленную на помощь людям.
Не только обучение, но и знакомство с реалиями
К 155-летнему юбилею в учреждении организован марафон «155 добрых дел родному колледжу». Например, учащиеся вместе с преподавателями и администрацией высадили небольшую памятную аллею в парке «Подниколье». Постоянно проходят акции, фотовыставки, флешмобы, конкурсы, встречи с практикующими врачами, дни здоровья, интеллектуальные игры….
— Стараемся максимально занять учащихся, чтобы они не погружались в уныние во время сложной эпидемиологической обстановки, — говорит Владимир Рыжков. — Студотряды работают не только летом, но и сейчас. Например, в качестве младшего медперсонала наши ребята помогают областной клинической больнице и больнице № 1, где находятся пациенты с COVID-19. Во время практики в мед-учреждениях они быстрее взрослеют, потому что растет уровень ответственности. Сталкиваются с разными пациентами и понимают, что бывают нестандартные ситуации.
Учащиеся периодически побеждают в международных конкурсах. Так, второкурсницы специальности «Фармация» Ольга Алексеенко и Елизавета Дробкова завоевали первое и второе места на чемпионате WorldSkills Russia по компетенции «Фармацевтика». Под прицелом шести камер участники выполняли задания, полученные за пять минут до старта. Прием и оценка товара, заполнение документации, изготовление лекарственных средств, общение с покупателями, оформление витрин…
Впечатляет оснащенность лабораторий по фармации. Здесь оборудованы учебные аптеки, где учащиеся осваивают работу на кассовом оборудовании, таксирование рецептов, фармацевтическую экспертизу, регистрацию рецептов, оформление витрин, общение с покупателями и др. Одна из лабораторий укомплектована не только лекарственными средствами, но и медоборудованием. Словом, на первое рабочее место фармацевты приходят со знанием дела.
Выпускница медколледжа, преподаватель организации и экономики фармации Фаина Скрипаченко работает здесь 34 года:
— Благодарна судьбе, что в далекие 1960-е я встретила здесь наставников, которые учили не только азам профессии, но и житейской мудрости, доброте, справедливости, ответственности. Надевая белый халат, мы отгораживаемся от предрассудков. Белый халат отделяет нас от пациента, но не отдаляет. Это не форма, а символ, которому нужно соответствовать. Фармацевт должен сделать все возможное, чтобы пациент снова пришел именно в его аптеку и в его смену. А решить конфликтную ситуацию поможет знание нормативной базы.
На занятии по сложным порошкам первокурсники специальности «Фармация» учатся дозировать, смешивать и измельчать фармсубстанции, оценивать качество лекарственной формы, упаковывать ее и оформлять к отпуску, заполнять документы. Точность дозирования, подчеркивает преподаватель фармацевтической технологии Людмила Ковалева, имеет огромное значение, ведь учащиеся работают с сильнодействующими и даже ядовитыми веществами.
Людмила Ивановна — выпускница колледжа, работает здесь четвертый год. До этого окончила Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова по специальности «Биология и химия».
По словам Светланы Костусевой, в колледж нередко поступают люди, получившие высшее немедицинское образование, в основном педагогическое. Самой взрослой учащейся стала пенсионерка, которая обучалась на бюджетной форме и после как молодой специалист работала в аптеке. Поступают многодетные мамы, чтобы освоить медицинские навыки.
— В декретном отпуске захотелось перемен. На руках были сертификаты тестирования. Подала документы в медколледж и поступила на бюджет, — рассказывает Людмила Ковалева. — Мне очень нравится профессия — за множество нюансов и важных мелочей, логичность и возможность работать руками. Последовательность изготовления лекарственного средства отражается на терапевтическом эффекте. Фармацевт должен быть педантичным, ответственным, аккуратным и внимательным.
Под руководством преподавателя хирургии Андрея Майстрова второкурсники специальности «Лечебное дело» отрабатывают навыки сердечно-легочной реанимации.
— Манекен-тренажер позволяет проводить закрытый массаж сердца и искусственную вентиляцию легких, что сейчас особенно актуально. Можно визуально оценить состояние пациента — зрачки, внутренние органы, — поясняет Андрей Майстров. — Также имеется компьютеризированный манекен.
Специальная программа позволяет контролировать правильность выполнения манипуляции.
Год назад медколледж приобрел передвижной аппаратно-программный комплекс для обучения в медицине.
Преподаватель сестринского дела и манипуляционной техники Лариса Новикова поясняет:
— Мы сняли 14 обучающих фильмов, адаптированных под нашу нормативную базу. Комплекс регистрирует на видео и позволяет учащимся просматривать выполненные ими манипуляции и анализировать ошибки. Удобно и преподавателям: в свободное время можно прийти и просмотреть видео, чтобы выставить оценки учащимся.
Светлана Костусева — выпускница Могилевского медколледжа по специальности «Фармация». По распределению работала в аптеке. Затем пригласили в родной колледж на должность лаборанта. Параллельно училась в Витебском медуниверситете. Получив специальность провизора, Светлана Николаевна начала преподавать, возглавила профком учащихся. Девять лет назад назначена заместителем директора по воспитательной работе.
— Мне нравится работать с молодежью, вместе генерировать и реализовывать новые идеи. Это наполняет невероятной энергией, — признается Светлана Костусева. — В любой профессии ты должен гореть. Тот, кто любит свою работу и хочет добиться в ней высот, призван отдаваться полностью.
Медицинский вестник №50 (стр. 14-15)
Вечерний Могилев
Вестник Могилева №48 (стр. 21)
15.06.2020 Выпускниками фармотделения нашего учебного заведения 1975 года подготовлена информация по случаю 45-летия его окончания.
Материал размещен на сайте РУП "Белфармация".
"Медицинский весник" М. Вяселка
Всегда в приоритете – обучение высококвалифицированных специалистов и воспитание командного духа.
Высокие потолки, большие окна, просторные классы, кирпичная кладка. В отремонтированных стенах – чтобы сохранить исторический дух – оставлены окошки для печного отопления. Ведь именно так обогревалось здание, построенное более 140 лет назад. Здание, в котором сейчас располагается учебный корпус №1 Могилевского государственного медицинского колледжа.
До сих пор среди специалистов не существует единого мнения, с какой именно даты начинать отсчет истории Могилевского медколледжа. Кто-то утверждает, что отправной точкой служит 1847 год: в это время при родовспомогательном заведении городской больницы было открыто отделение для обучения сельских повитух, или повивальных бабок. Кто-то уверен, что летоисчисление колледжа нужно начинать с 1865 года, когда по проекту акушера Могилевской губернской врачебной управы Николая Мандельштама при родильном институте была открыта школа для повивальных бабок.
- С точки зрения истории датой основания города, учреждения считается дата его первого упоминания в письменных документах, - рассуждает директор Могилевского медколледжа Юрий Кривощёков. – Поэтому вполне логично считать, что наш колледж 25 февраля отметит 153-летие. Ведь именно этим днем 1865 года датируется устав повивальной школы.
Здание из красного кирпича, которое и сейчас принадлежит колледжу, украсило губернский Могилев в 1875 году, решение о его возведении принял губернатор Александр Дембовецкий. С этого времени школа была отделена от больницы в хозяйственном отношении, а ее воспитанницами становились девушки из сельского сословия не только Могилевской, но и Витебской и Минской губерний.
И сегодня видно, что здание школы строилось с большим уважением, вниманием и пониманием важности профессии, которой обучали. Кстати, в то время здесь проходили обучение и проживали всего 50 воспитанниц, 20 воспитанниц принимались как вольнослушательницы.
С точки зрения современного человека повивальная бабка – женщина в возрасте. Но полтора столетия назад повитухой могла стать девушка в возрасте от 20 до 35 лет. Принимали в школу молодых девиц, умеющих читать, писать, знающих Закон Божий и простейшие арифметические действия. Кстати, уже тогда существовал аналог современного целевого направления: на обучение девушку отправляли решением управы населенного пункта губернии. Это было ответственное решение, так как обучение было платным и местная управа должна была быть уверена, что девушка будет успешно осваивать науки в школе, закончит обучение, вернется на родину и будет оказывать помощь женщинам.
При выпуске повитухи обеспечивались медицинскими инструментами и некоторыми лекарствами, необходимыми для дальнейшей работы. Кстати, они подписывали инструкцию и принимали присягу, в которой обещали в любое время дня и ночи спешить на помощь к роженице и помогать ей до полного завершения родов.
Учащиеся в современных белых халатах, которые, волнуясь, ожидают своей очереди ответить на экзамене, немного дисгармонируют с общей обстановкой исторического здания. На стенах – фотографии – но не архивные, а сделанные в рамках проекта «Медицинский колледж сквозь года»: для воссоздания архивных снимков сегодняшние учащиеся преобразились в своих далеких предшественниц и переместились на столетие назад.
Воспитатели, кураторы и преподаватели здесь работают в едином ключе для всестороннего развития личности учащихся. Стараются вовлекать юношей и девушек в учебный и воспитательных процесс, а на этапе адаптации узнавать интересы и склонности учащихся, отмечают в колледже.
- Сегодня мы готовим специалистов по 4-м специальностям, востребованным в Беларуси, - отмечает Юрий Кривощёков. - Это «лечебное дело», «сестринское дело», «фармация» и «медико-диагностическое дело» – то есть обучаем фельдшеров-лаборантов. Я всегда подчеркиваю востребованность наших выпускников. Политика Управления здравоохранения Могилевского облисполкома построена по такому принципу: какое количество кадров необходимо здравоохранению – такое количество учащихся мы и набираем, несмотря на то, что возможности колледжа намного выше. Лицензия позволяет принять на обучение 1095 учащихся, но в настоящее время на разных отделениях обучается всего 868 девушек и юношей.
Все еще да. На специальность «сестринское дело» в основном поступают девушки, но в Могилевском медколледже сегодня обучается и 18 юношей, некоторые из них будут работать медицинскими сестрами. Они пришли в специальность не случайно, отмечают преподаватели, юноши в будущем планируют работать в косметологическом кабинете, в операционном блоке как сестры-анестезистки. В целом юноши выбирают медицинские специальности, связанные с работой с высокими технологиями: абсолютно логично, что за анестезиологической консолью, лабораторно-диагностическим оборудованием будет ухаживать мужчина. Кстати, свой выбор в пользу лабораторной диагностики в Могилевском медколледже в этом учебном году сделали 12 юношей.
Большое значение в колледже отводится профориентационным встречам со школьниками. Здесь руководствуются принципом: равный обучает равного, ведь именно ровесники могут лучше понять друг друга и рассказать о том, как интересно здесь учиться и насколько профессионально они будут работать в будущем.
- В обратном случае мы бы, наверное, не вспоминали Флоренс Найтингейл, если бы не ценили. Не вспоминали бы Дашу Севастопольскую… - рассуждает Юрий Кривощёков. - Да, врачи и высокотехнологичное оборудование могут все. Но если спрашивать их самих, то все возможно только вместе с командой медицинских сестер, которые стоят в операционной, выхаживают пациента в послеоперационный период, а потом помогают в реабилитации. Наших учащихся мы воспитываем именно в этом русле. Не отдельно врач лечит, оперирует, а пациенту помогает целая команда единомышленников. Работа в команде – один из важных моментов работы в нашем колледже.
Поэтому методом обучения часто выступает ролевая игра: кто-то из учащихся исполняет роль врача, кто-то становится пациентом; кто-то – фармацевт, а кто-то покупатель лекарств с рецептом от врача. В таких моментах учащиеся должны поставить диагноз, принять решение о дальнейших действиях и тактике в отношении данного пациента. Кстати, для будущих фармацевтов в одном из классов создана учебная аптека. Здесь все как будто по-настоящему: лекарства, кассовое оборудование, а чтобы получить необходимый препарат, учащемуся-покупателю необходимо предъявить рецепт.
Нередко в Могилевском медколледже организуются ток-шоу с опытными специалистами. Сюда приходят выпускники, профессионалы, работающие в здравоохранении или фармации. В диалоге с учащимися они выясняют позиции вчерашние и сегодняшние, рассказывают о том, к чему должны быть готовы выпускники в профессиональной деятельности. Бывают очень острые дискуссии, обсуждения.
Примерно один из десяти выпускников Могилевского медколледжа после его окончания поступают в медицинские ВУЗы, при этом продолжая образование именно по той специальности, которую выбрали первоначально. Они становятся провизорами, врачами, есть и выпускники, которые поступают в БГУ, Международный государственный экологический институт имени Д. Сахарова, Витебский государственный педагогический университет имени П.Машерова. Они с удовольствием приезжают в колледж в гости, рассказывают о своих успехах. А в колледже гордятся своими выпускниками.
Кстати, недавно, во время студенческой недели (в это время учащиеся знакомятся с жизнью студентов университетов) один из будущих фармацевтов предложил идею организовать доставку лекарственных средств автолавками в маленькие отдаленные деревни. Неплохое решение, правда?
РЕЖИМ РАБОТЫ
администрации колледжа
08.00 – 17.00
обеденный перерыв
с 13.00-14.00
Выходные – суббота, воскресенье
РЕЖИМ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ
НА ОСНОВЕ ЗАЯВИТЕЛЬНОГО ПРИНЦИПА
«ОДНО ОКНО»
понедельник-среда, пятница
08.00 – 13.00, 14.00 - 17.00
четверг 8.00 - 13.00, 14.00 - 20.00
обеденный перерыв с 13.00-14.00
Суббота – по предварительной записи
по телефону +375 222 70-15-27
Выходные – суббота, воскресенье
Телефон «Горячей линии»: 80222 70-15-27
График работы горячей линии:
Ежедневно по рабочим дням с 08:00 по 14:00 и с 14:00 по 17:00
Лицо, ответственное за прием обращений на «Горячую линию» –
ВОЛКОВА Светлана Владимировна, секретарь
Созданная в учреждении образования «Могилевский государственный медицинский колледж» система воспитания ориентирована на социально значимые нормы и ценности, интегрирует все виды педагогической деятельности. Воспитательная работа проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании и направлена на реализацию Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Наша цель - формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося. Задачей педагогического коллектива является формирование высоко квалифицированного специалиста, знающего и любящего свою профессию, а также гражданина Республики Беларусь с высокими идейно-нравственными качествами и гражданско-патриотическими позициями.
Созданная в учреждении образования «Могилевский государственный медицинский колледж» система воспитания ориентирована на социально значимые нормы и ценности, интегрирует все виды педагогической деятельности. Воспитательная работа проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании и направлена на реализацию Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Наша цель - формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося. Задачей педагогического коллектива является формирование высоко квалифицированного специалиста, знающего и любящего свою профессию, а также гражданина Республики Беларусь с высокими идейно-нравственными качествами и гражданско-патриотическими позициями.