Распознавание суицидального риска

Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения.   Подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одногруппниками  и друзьями, интересы и др.

Выделяются внешние, поведенческие, словесные и ситуационные ключи суицидального риска.

На что обращать внимание во внешнем виде и поведении:

  • тоскливое выражение лица;
  • склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания;
  • гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица);
  • амимия (отсутствие мимических реакций);
  • тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов;
  • ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания;
  • общая двигательная заторможенность и бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване);
  • двигательное возбуждение;
  • скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание;
  • неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;
  • безразличное отношение к себе и своему внешнему виду, к окружающим – чувство «бесчувствия»;
  • тревога беспредметная (немотивированная) либо тревога предметная (мотивированная);
  • ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный;
  • тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;
  • оценка собственной жизни: пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событиях прошлого; пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем;
  • активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к специалисту за помощью) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
  • психосоматические симптомы: слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, резкое изменение веса, потеря аппетита или импульсивное обжорство, чувство душевной боли в груди, и в то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, нарушение менструального цикла;
  • избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчез­новения из дома, прогулы в школе);
  • безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
  • внезапное враждебное и рискованное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
  • внезапные проблемы в учебной деятельности: снижение концентрации внимания, падение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям;
  • противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, напри­мер: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, про­тиворечив в принятии своего решения о жизни и смерти;
  • приведение в порядок своих дел, отказ от личных вещей, раздача подарков.

Словесные ключи (что проговаривает ребенок):

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончиться!»);
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»);
  • уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.);
  • прощания;
  • самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю» и т.п.);
  • сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Ситуационные ключи

  • любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону;
  • смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников;
  • семейные неурядицы;
  • неприятности с законом;
  • коммуникативные затруднения;
  • проблемы с учёбой или занятостью;
  • социальная изоляция, особенно от семьи или друзей;
  • хроническая, прогрессирующая болезнь;
  • нежелательная беременность.

Основные психические расстройства, повышающие риск суицидального поведения:

  1. Депрессия. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник само­убийства у подростков. Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, стано­вятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них маль­чики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному по­ведению. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.
  2. Психозы (психотические расстройства): своеобразные нарушения мышления в виде оторванности от внешнего мира и реальных факторов, бредовых идей воздействия и управления своими действиями или мыслями посторонней силой, бредовых идей са­мообвинения, самоуничижения, виновности и преследования; наличие слуховых галлюцинаций императивного (вынуждающего к действию) характера. Дети слышат голос (или голоса), которые приказы­вает совершить суицид, «уйти из жизни».
  3. Расстройство адаптации: наблюдается в период адаптации к значительному изменению социаль­ного статуса (потеря близких или длительная разлука с ними, положение беженца и тому подобные) или к стрессовому жизненному событию (в том числе – серьезное физическое или психическое заболевание).
  4. Нарушения поведения: возбуждение, агрессия, импульсивность, прогулы в школе и уходы из дома, вызывающее провокационное поведение, воровство, лживость, от­кровенное постоянное непослушание. Среди детей и подростков с нарушениями поведения и склонных к са­моубийству, многие злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Установ­лено, что в данной суицидальной группе риска перед совершением суици­дальной попытки каждый четвертый употреблял алкоголь или наркотиче­ские вещества.
  5. Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия): расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса из-за неудовлетворенности своим телосложением и внешностью. Анорексия весьма часто сочетается с депрессией, суицидальный риск у этого контингента примерно в 20 раз выше, чем в общей подростковой популяции.

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства;

учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих: представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения.

 

 

Педагог- психолог                               М. В. Губенко