Подготовка к экзаменам и зачетам - трудный период жизни. Постоянная работа, недосыпание, усталость, головная боль, тревога и даже страх. Всего этого можно избежать - стоит захотеть.

Страх часто возникает из-за понимания своей беспомощности (недостаточно знаний и подготовки) перед лицом надвигающейся неприятности (низкая оценка на экзамене). Но беспокоит не сама оценка, а последствия получения низкой оценки.

Вот они как раз неприятны:

* мнения товарищей и преподавателей,

*  необходимость продолжать работу по дисциплине,

*  срыв намеченных планов.

Лучше позаботься о приятных каникулах заранее - активно работая на занятиях, готовясь к лабораторным и практическим занятиям, рационально организуя свой труд в период сессии.

Прежде всего учись планомерности и организованности в работе. Потеря тетради с конспектом занятия накануне экзамена не добавит тебе уверенности. В период сессии резко не меняй привычный режим дня. Он, так же как и режим занятий, должен соответствовать твоим индивидуальным особенностям. Не забывай только об отдыхе, движении и свежем воздухе.

Автоматически не дели материал на количество дней до экзамена. Советуем учесть собственную работоспособность, степень знания отдельных тем, разделов, их сложность. Но если ты все же решил провести подсчеты, предлагаем тебе сделать это вместе с авторами учебного пособия «Организация умственного труда».

Опыт показывает, что при условии твоей работы по дисциплине в семестре, за рассчитанное время материал можно пройти 4 раза, но каждый раз по-разному.

 Первый раз - просмотр, общая ориентировка, сопоставление известного и неизвестного материала. Твоя цель - сделать прикидку в распределении затрат времени на различные разделы текста. На это уходит 1-1,5 часа.

 Второй - восстановление в памяти основных положений теоретической системы, целостный охват учебного курса.

 Третий - закрепление наиболее существенного.

 Четвертый - окончательный просмотр материала, восстановление в памяти планов, схем ответа, особенного по тем вопросам, которые «не нравятся», по самым трудным для тебя вопросам; заключительный просмотр.

 Преимущества такого способа подготовки к зачетам и экзаменам ты можешь проверить во время ближайшей сессии. Если ты работал в семестре, то 20 часов достаточно, чтобы

справиться с задачей.

 

 

Как готовиться к переэкзаменовке

 

  1. Смирись с ситуацией. Поддавшись чувству обиды за то, что тебе назначили переэкзаменовку по одному или нескольким предметам, ты нисколько не облегчишь свою задачу. А ведь могло быть и хуже — тебя могли бы заставить повторить весь год сначала.

 

  1. Отнесись к ситуации как к благоприятной возможности освоить то, в чем ты оказался недостаточно сильным. Полученные знания и навыки принесут тебе пользу на следующих этапах обучения. В самом деле, обладая более «свежими» знаниями и навыками, ты можешь оказаться на следующей стадии учебы в выигрышном положении.
  2. Разберись объективно, какие промахи, приведшие в дальнейшем к неудаче на экзамене, были допущены тобой при подготовке. Более чем вероятно, ты недооценил время, необходимое для повторения некоторых ключевых разделов предмета. Возможно, твои занятия носили чересчур пассивный характер, ты недостаточно упражнялся в ответах на экзаменационные вопросы. Теперь у тебя появилась возможность практически осуществить то, чему научил тебя собственный опыт.
  3. Внимательно просмотри экзаменационные листы, ставшие причиной неудачи. Определи, что ты конкретно не знал. Аналогичные вопросы могут вновь достаться тебе при переэкзаменовке — вопросы, как известно, иногда повторяются.
  4. Взгляни на экзамены, на которых тебя постигла неудача, с объективной точки зрения. Попытайся понять, не явился ли причиной неудач какой-либо изъян в стратегии твоего поведения на экзамене. Может быть, ты плохо распределил время? Может быть, застряв на чем-то одном, ты потратил слишком много времени и не уделил внимания другим вопросам, на которые должен был дать ответы? Если у тебя была возможность выбора вопросов, правильно ли ты ею воспользовался?

     

 

  1. Внимательно просмотри перечень вопросов прошедшего экзамена, чтобы определить важные темы, которые в него не вошли. Ведь точно так же может поступить преподаватель, составляющий аналогичный перечень вопросов для переэкзаменовки! Проверь по старым экзаменационным вопросам, какого типа вопросы задавались по данным темам — преподаватель тоже может это сделать. Особое внимание обрати на те вопросы и темы, которые по результатам твоих изысканий могут оказаться наиболее вероятными.

 

  1. Не теряй ни минуты — приступай к повторению немедленно! Спланируй свое время так, чтобы пройти весь материал несколько раз задолго до дня переэкзаменовки. Процесс повторения идет менее напряженно и более продуктивно, когда сроки не давят.
  2.  Особое внимание удели тренировкам в ответах на вопросы.

     Вот что нужно делать, если тебе назначили переэкзаменовку — в этом ты должен достичь совершенства.

  3. Поставь перед собой цель просто сдать экзамен, не на отлично.

    Если ты будешь уверен в хорошей оценке, то во, время экзамена ты сможешь под­напрячься и попытаться получить оценку повыше.

  4.  По возможности какое-то время позанимайся вместе с теми, кто готовится к той же переэкзаменовке. «Погоняйте» друг друга, вместе определите возможные вопросы, обменяйтесь соображениями о причинах ваших неудач на экзамене — все это помогает активно учиться на допущенных ошибках.

 

 КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ И ЗАЧЕТЫ

1 Перед ответственным делом совершенно необходимо выспаться!

2 Договорись с одногруппниками об очередности сдачи экзамена, чтобы не пришлось «маячить» полдня у двери. Не стоит заниматься добавочным повторением («перед смертью не надышишься») и вести лишние разговоры.

3 Подходи к столу экзаменатора хотя бы внешне спокойно, не делай пассы над билетами, не хватайся с отчаянным видом за голову, не читай билет вслух у стола - это производит не лучшее впечатление.

4 Получив билет, подготовь бумагу, просто посиди минутку - материал начнет «всплывать» в памяти. Возьми бумагу с большими интервалами между пунктами запиши план ответа на первый вопрос. Долго не сиди над ним, переходи ко второму вопросу. Затем, можете снова вернуться к первому. Если ты потратишь слишком много времени на подробное написание ответов по первым вопросам, то последний вопрос придется готовить наспех, либо вообще он может оставаться без ответа.

5 При решении задач помни, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что и приводит к неверному итоговому результату. Очень часто экзаменационные ответы остаются без собственной проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. 

 6 При ответе экзаменатору не забывай, что в твоем распоряжении всего 15-20 минут. Именно поэтому полезно представлять план ответа. Не торопись, следи за своей речью, не демонстрируй своего волнения и не напрашивайся на сочувствие.

7 Особое внимание уделяй дополнительным вопросам преподавателя, они могут натолкнуть тебя на нужную информацию. Старайся сразу верно понять вопрос. Часто случается так, что учащийся дает хороший ответ, но не на поставленный вопрос. Подумай немного и не «вытряхивай» все, что ты знаешь.

8 Будь доброжелательным и тактичным, даже если чего-то не знаешь (это не вина преподавателя); пересдавать ты придешь к нему же. Не падай духом при неудачах! Воля к победе важна не меньше, чем хорошая подготовка.

9 Напряженные ситуации вызывают у людей различные реакции.

Это может быть агрессивное поведение, при котором чувство недовольства и обиды переносится на других людей (преподавателя, родителей, друзей), или уход от напряженной ситуации в виде откладывания, оттягивания учебных дел, или мобилизация усилий.

Все это означает, что необходимо формировать способность самостоятельно преодолевать затруднения. Первый шаг в этом направлении - осознай и оцени собственные затруднения, т.е. перестань жаловаться на то, как несправедливо все получается, и задумайся о причинах, из-за которых тебе трудно достигнуть желаемой цели. Верь в свои силы и удача тебе улыбнется!

 Желаем успехов во всех твоих начинаниях!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.