В эпоху информационного потребления необходима информационная гигиена

Человеку нужна информация. Мы живём с вами сейчас потому, что наши предки умели получить информацию и пользоваться ей. Их не съели животные в древние времена, их не убили в конфликтах и войнах, они не умерли от голода. Благодаря информации они выживали, и наконец, родили нас.

Пришёл 21 век. Люди в экранах телефонов, телевизоров и компьютеров по-прежнему следят за тем, что происходит вокруг. Нет ли угроз? Как дела у других? Где взять нужные калории? Что ждёт завтра? Для безопасности вроде бы нужно. Но сколько времени этому посвящается?

Дети и молодёжь 8 и более часов в сутки смотрят в экран (https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2016_actions-of-children-on-the-web). То есть, 18-летний человек не менее 4 лет проводит у экрана. Мало чем отличаются взрослые. Исследование Facebook, 2015 год. 34 % пользователей ложились спать с Facebook, 21% просыпался ночью, чтобы проверить, что там происходит, а 27% пользовались Facebook, когда ходили в туалет. А ведь есть другие социальные сети и телевизор.

Специалисты во всём мире всё чаще ставят диагноз «Информационная (цифровая) зависимость».  Исследования 2017 года в Сеульском университете (Южная Корея) установили: информационная зависимость абсолютно идентична наркотической зависимости.

Но проблема не только в ней. Если с раннего детства разрешать чрезмерное пользование гаджетами, то становятся невостребованными многие клетки головного мозга, и они погибают. Магнитно-резонансная томография показывает, что всё чаще выявляются случаи уменьшения нервных связей между клетками головного мозга, а это ведёт к снижению умственных способностей. То есть, люди становятся зависимыми и тупеют. Возникает информационная псевдодебильность

Есть тест на креативность Э.Торренса, который считается более показательным, чем тест на IQ. Он применяется с 60-х годов. Исследование в США. До 1984 года (поколение Х) показатели креативности росли. При проверке тех, кто родился с 84 по 90-е – отмечалась стабилизация показателей (поколение Y). Далее результаты падают (поколение Z). А это 300 тысяч исследований! У поколения Z по сравнению с предыдущими хуже стало воображение, хуже с юмором, энергичностью, эмоциональностью, вербальной активностью.   

Раннее и постоянное пользование телефоном детьми может привести к ещё одной проблеме: цифровому аутизму. Ребёнок развивается и живёт в виртуальном мире, ему трудно наладить контакты с людьми, а если трудно, он избегает этих социальных контактов (https://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/epidemiya-cifrovogo-autizma-ili-kak-gadzhety-vyklyuchayut-mozg).    

Информационный поток полностью засоряет сознание. В голове не остаётся места для размышлений. А они обязательно нужны, чтобы реагировать на негатив. Ведь в интернете мы видим, что часть уехала на Мальдивы, у другой столько любви, что нам и не снилось, у третьих такая красота, о какой только мечтается. А у нас?! Вот и депрессия: всё плохо, будущего нет, я – ничтожество.

Статистика говорит о росте суицидов, повышенной склонности молодёжи к агрессии, других нарушениях психического здоровья.

Что делать?

Человечество развивается. Информационные технологии стремительно внедряются во все сферы деятельности, их роль будет только расти. В этой непростой ситуации нужен рациональный, можно сказать, медицинский подход. К информационному потреблению нужно подходить разумно. И это называется «Информационная гигиена».

Она включает для детей следующие правила:

  1. В возрасте до 3-х лет гаджеты не давать, с 3-х до 5 лет – на 30 минут в день.
  2. В возрасте до 11 лет телевизор, компьютер, смартфон не более 1 часа, можно несколько больше, если это развивающие упражнения, конструирование.
  3. В любом детском возрасте основное время посвящается реальному, а не цифровому миру. Игры на улице, Lego, физическая культура, спорт, увлечения, коллекционирование, чтение, если это ещё возможно.

Для молодёжи и взрослых рекомендуется:

  1. Прежде всего, задумайтесь: нужно ли вам заботиться о своём психическом здоровье и таком же здоровье ваших родных и близких?
  2. Ограничивайте информационное потребление.
  3. В присутствии детей старайтесь не заходить в интернет через телефон.
  4. Не берите телефон, не включайте компьютер, если нет конкретной цели.
  5. Всегда помните: мозг так устроен, что он может или потреблять информацию или интеллектуально работать, думать. Одновременно два действия невозможны.
  6. Всегда делайте перерывы в информационном потреблении. Мозгу нужно чуть более 20 минут, чтобы зафиксировать информацию. Перерыв – это не компьютерная игра, не просмотр фильма и телевизионные новости. Отдых для мозга – это ничего не деланье, мечтания, физическая деятельность. А он в это время активно функционирует.
  7. Учащимся и студентам обязательно писать конспекты. Физическое письмо повышает производительность почти на 30%. Использование электронных лекций допускается только при отсутствии обычных.
  8. Не держите телефон рядом, когда решаете задачи, думаете над проблемами. Исследование 2017 года показало, чем дальше от студентов находился смартфон, тем значительно эффективнее они решали сложные задачи. Мозг не напрягается, потому что рядом источник информации и универсальный «помощник» (https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/691462). Чем ближе к вам телефон, тем вы тупее.
  9. Ищите в интернете и берите из него то, что нужно для учёбы, профессии, развития, увлечений и решения бытовых задач.

10.Как можно чаще отключайте в телефоне звук и сообщения.

11.Не пользуйтесь телефоном в спальне

12.Пока не выполнили гигиенических действий после сна и не позавтракали, не беритесь за телефон.

13.Не таскайте телефон по квартире. Ему совершенно не обязательно быть на кухне и в туалете.

14.Удалите в телефоне приложения, из-за которых вы просто убиваете время.

15.Если есть компьютер и в нём можно получить ту же информацию, что в телефоне, отдавайте предпочтение компьютеру.

Всегда помните, что ум человека зависит не от информационного потребления, а от социального общения, от реальных социальных контактов. Нельзя научиться уму или стать умнее самому по себе. Это можно сделать только во взаимодействии с другими людьми. Общение с другими людьми всегда заставляет думать.

 

Врач, преподаватель Могилевского медицинского колледжа С.С.Кунцевич.