Белый халат как защита от предрассудков

Могилевский медколледж укрепляет базу практического обучения

14.12.2020

Анжелика Савченко, «МВ». Фото автора.

За 155 лет Могилевский медколледж прошел путь от повивальной школы до современного учебного заведения, которое обеспечивает кадрами не только свою область. До недавнего времени учреждение — единственное среди ссузов — выпускало фармацевтов для всей страны. Сюда поступают абитуриенты из Азербайджана, Туркменистана, России, Украины. Возможности медколледжа оценила корреспондент «МВ».

 

Свою историю учреждение ведет с 1865 года, когда по проекту акушера Могилевской врачебной управы Николая Мандельштама открылась повивальная школа. Классы и квартиры для учениц разместились в отдельном здании городской больницы. В 1875-м организована школа для фельдшеров, в 1926-м — фармацевтическое отделение. 

 

Сегодня Могилевский медколледж готовит кадры по четырем специальностям — «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медико-диагностическое дело», «Фармация», а также принимает слушателей на отделение повышения квалификации и переподготовки. Здесь трудятся 80 преподавателей, обучаются 995 человек, в т. ч. 28 иностранцев.

 

Спрос растет — вопросы остаются 

 

Год назад медколледж возглавил Владимир Рыжков

 

— Образование у меня физико-математическое, — начинает разговор Владимир Владимирович. — Работал директором школы, профессионального лицея, первым заместителем начальника главного управления по образованию облисполкома, затем начальником. И снова вернулся в учреждение образования, чему очень рад: прямая работа с молодежью дает совершенно другие ощущения. 

 

В следующем году планируется увеличить число учащихся до 1090. 

 

— Растет потребность в помощниках врачей, поэтому повысили набор на специальность «Лечебное дело» до 138 человек. Традиционно высокий спрос на медсестер, особенно в районных больницах. Порой приходят заявки на 10–15 человек. Сейчас во многих отраслях наблюдается массовый уход на пенсию, — объясняет собеседник. — На «Сестринское дело» в этом году зачислили 168 человек. Текущую потребность в кадрах по области закрываем до 90 %. Работаем на пределе лицензионных возможностей.

 

Самая востребованная среди абитуриентов специальность — «Фармация». Конкурс в этом году составил 3,3 человека на место! Для сравнения: «Лечебное дело» — 1,8. 

 

— Активно сотрудничаем с заказчиками. Фармацевтические организации оказывают колледжу большую материальную поддержку, за что мы бесконечно благодарны. С помощью спонсоров обновили корпус, улучшили условия в наших двух общежитиях — у нас 60 % иногородних учащихся. С трудом, но койко-местом обеспечили всех желающих, — рассказывает директор. — Не остается в стороне и областное общественное объединение специалистов со средним медобразованием — закупило манекен-тренажер «Оживленная Анна» и тренажер навыков сердечно-легочной реанимации у детей. 

 

Два года назад за счет средств Всемирного банка в колледже решили создать современные лаборатории симуляционного обучения. Поставляется оборудование, но помещений, чтобы разместить и полноценно его использовать, не хватает. Большие надежды возлагаются на новый просторный корпус — бывшее здание кадетского училища, переданное колледжу еще в прошлом году. К сожалению, средств на реконструкцию пока не находится. 

 

— Будем рады, если кто-то откликнется и поможет с ремонтом. Ведь современная практическая база — это основа для того, чтобы укомплектовать организации здравоохранения профессиональными кадрами и оказывать качественную медпомощь, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Светлана Костусева. — Медсестра — это тот специалист, который постоянно находится с пациентом и важен не менее врача. Средний медперсонал часто недооценивают, тем не менее он выполняет огромный фронт работы. Пациенты нуждаются не только в медицинском уходе, но и во внимании, сочувствии, добром слове. 

 

— Открыты кабинеты терапии, хирургии, педиатрии и акушерства. Мы получили манекены роженицы, младенца, недоношенного новорожденного, манекены для отработки навыков при нарушении физиологических отправлений, тренажер для отработки навыков обследования молочной железы и множество других, но из-за нехватки площадей использовать симуляционное оборудование в полном объеме не можем, — говорит заведующая медицинским отделением Елена Подобед. 

 

— В начале учебного года и в январе для рассадки учащихся задействуем все возможные помещения, в том числе комнаты на базах практики, занятия идут и в субботу до девяти часов вечера. Для экономии места закупили мобильные стулья, — обращает внимание Владимир Рыжков. 


Инициатива не ослабевает 

 

В этом году преподавательский состав обновился — пришли 18 специалистов, в основном из числа практикующих врачей. 

 

Владимир Рыжков: 

 

— Конечно, в связи с переквалификацией возникает вопрос по оплате труда: пока не получишь педагогическое образование, работаешь без категории. Стараемся материально поддерживать, выравнивать заработную плату, потому что стимулировать коллектив однозначно нужно. 

 

— Большие объемы работы, соответственно, большая потребность в кадрах. Хотели бы увеличить коллектив, — говорит Владимир Владимирович. 

 

— Коллеги очень инициативные. Недавно запущен марафон успешных практик, создаются симуляционные площадки. Сегодня, например, актуально обучение работе в красной зоне. Это большое подспорье для медучреждений, когда приходит подготовленный молодой специалист, — считает Светлана Костусева. 

 

Преподаватель хирургии с основами травматологии Наталья Парфенова:

 

— Организовали симуляционную площадку, на которой обучаем надевать и снимать средства индивидуальной защиты, входить и выходить из красной зоны через шлюз, брать биологический материал из рото- и носоглотки для диагностики COVID-19. Говорим о правилах общения с инфицированными, важности психологической поддержки. Часто у таких пациентов развивается депрессивное состояние вплоть до панических атак. 

 

Учащийся 2-го курса специальности «Лечебное дело» Юрий Савич второй месяц волонтерит в приемном отделении Могилевской больницы № 1. Говорит, что работать с инфицированными пациентами не страшно: 

 

— Я знал, куда иду, выбирая профессию, нацеленную на помощь людям.